Виртуальное чтиво |
||
Словечко это придумал журналист. Да не
то, что придумал - просто откопал хорошо забытое старое. Hipster 40-х -
независимый человек, хорошо обо всем осведомлённый, 50-х - молодой человек,
интересующийся джазом и всякими сногсшибательными вещами. Сленговое слово hip
в 50-е годы относилось к утонченному, независимому, мудрому и храброму
человеку, который всегда на чеку, а вот hippy считался тот, кто безуспешно
пытался походить на крутых парней-хипов. В 60-х уничтожительное в устах
"квадратов" - "хиппи" стало гордым именем целого
поколения Неподчиняющихся Старой Действительности. Немедленно, сейчас
создающих действительность новую, свежую, шокирующую straigts -
"порядочных", "правильных", короче говоря, обывателей. Возможно, хиппи были первым и
последним абсолютно счастливым поколением, которое изменяло мир по произволу,
будучи полностью уверенным в своей правоте. Неудивительно - ведь речь шла о
ЛЮБВИ. Любви к Богу, к миру, любви друг к другу. Возвышенной и плотской. Если верить хитромудрым расчетам
мистиков и теософов, то шестидесятые годы 20-го столетия открывают в человеке
чакру, ответственную за половые отношения. По легенде, она горит оранжевым
светом, в то время как символ хип-эры - рыжая настурция (не правда ли,
хорошее совпадение?). Если эстетика пятидесятых - это
суровый, неприкасаемый мужчина-одиночка, чёрная кожа, очки, под ними -
стальной взор, огнестрельное в кармане, погоня, слежка, недоверие, скупой
поцелуй в машине (сжатыми в ниточку губами), то эстетика шестидесятых:
беспомощные, небрежно одетые юнцы, более напоминающие неразумных дев, чем
мужчинских мужчин, манекенов а-ля Марлон Брандо. В моде низкие, хриплые (ох,
какие сексуальные) женские голоса, девушки, годные к длительным переходам и
автостопам на заброшенных пыльных шоссе, широкоплечие девицы на задках
мотоциклов с нелёгким рюкзачком за плечами. Актуально мужское фальцетное
пение, переодевание и экстравагантный макияж (смотрите ранние клипы Дэвида
Боуи и Питера Гэбриэля). High costume - "улётный костюм" становится
для хиппи столь же естественным, как и "смена пола на час".
Исторические камзолы, перья, кринолины, индейские юбки, ковбойские брюки -
всё к лицу молодым бездельникам. Существует фраза: "Есть вещи,
которые понимают только очень умные женщины и гомосексуалисты". Этот
баланс на грани мужского и женского культивировался в эпоху хиппи. Попытка
соединить в себе два мировосприятия - не разврат, а новый подход к миру.
Через свободу собственного тела, через исполнение сиюминутных желаний, через
секс как танец, через ОЩУЩЕНИЯ. Вы помните: "Лежи тихо и думай об
Англии"? Девушка-хиппи хотела думать только о себе, только о нём (или о
ней), о любви наконец. В одном из фильмов 60-х есть красивый
момент: любовники долго ощупывают лица друг друга. Ладонями, вслепую.
Оказалось, что мир можно познать кожей. Легендарный Джим Моррисон писал в
своих дневниках: "Спросите любого, какое из чувств он берег превыше
прочих. Большинство ответит: зрение - соглашаясь лишиться миллиона глаз на
всем теле ради двух в черепе. Ослепнув, мы могли бы жить и, возможно, обнаружить
мудрость. Без осязания мы бы обратились в деревянные чурбаны". Осознав тело как гигантский глаз,
тончайший инструмент для общения с миром, хиппи полюбил свою материальную
оболочку. Начал холить, лелеять и развивать её. И вовсе не методами
культуризма и аэробики, дающими чисто внешний результат упругости мышц, а
тайными путями расширения сознания, пробуждения третьего глаза. Ключевым
понятием в деле усовершенствования тела стала КИСЛОТА ЛСД, с помощью которой совершались
путешествия ("трипы") в параллельные миры под- и надсознания. Как
говорил один "кислотный" практик: "ЛСД позволяет
непосредственно прикоснуться ко всему окружающему. Стоит принять ЛСД, как
действительность начинает мягко входить в тебя". Именно эта лёгкость,
необременительность кислоты по сей день делает её привлекательной для
любителей трипов во времени и в пространстве. Стоит лишь упомянуть, что
настоящей кислоты в СНГ почти что нет, ходят-бродят её жестокие подделки, от
которых недолго "кинуть тапки" за свои же немереные бабки (говоря
проще, 50 долларов -и смерть у тебя в кармане). В результате пребывания на природе в
кругу друзей (при маленькой помощи ЛСД) сознание хиппи расширялось
неописуемо. Каждый из них становился всё лучше и лучше, страньше и
чудастее... Негласный хипповский кодекс гласил: "Чем больше ты
становишься самим собой, тем ты красивее. Каждый из людей - самая интересная
на свете личность. Каждый". Когда же ряд таких расчудесных
личностей собирался воедино и они уже не могли расстаться по причине всеобщей
душевной привязанности и взаимопонимания, они захватывали брошенный дом или
разбивали палаточный лагерь, чтобы поселиться там на ближайшие год-два. Такие
поселения называли коммунами или резервациями. Хрестоматийный пример
Хейт-Эшбери, в прошлом рабочий район Сан-Франциско (Фриско - на хипповском
сленге). В конце 50-х Хейт наводнили битнки, за ними - рядовые
гомосексуалисты, а в 66-м году здесь обосновались люди, называвшие себя
"новой общиной". Тогда-то журналист Херб Каэн и окрестил этих
живописных бездельников хиппами. Вторым (после ЛСД) основным понятием
хипповского бытия являлось совместное действие: be-in (просто тусовка,
собрание) и love-in (тусовка, имеющая сексуальную окраску). Также
наилюбимейшим совместным проведением времени были рок-концерты под открытым
небом, на зелёных полянах, где кто-то внимательно слушал музыку и слова,
кто-то курил "косяк", кто-то занимался любовью, кто-то кормил
ребёнка, кто-то загорал нагишом, кто-то читал книгу, кто-то болтал с друзьями
или мечтал о своём. В то время в моде была психоделическая музыка (от слова
"психоделия", означавшего наркотический опыт и всё, что с ним
связано). Концерты сопровождались light-show - светопредставлениями, или, как
это говорили у нас, светомузыкой. Её упрощённый, вульгаризированный вариант
применяется сейчас на всех уважающих себя площадках. С лёгкой руки хиппи рок-музыка
проникла в театр, завладела им. Вскоре на свет Божий вышли детки - рок-оперы
"Волосы", "Томми", "Иисус Христос - суперзвезда".
Сильно набожные хиппи для простоты понимания Иисуса сделали его чуваком,
хорошим парнем из соседней коммуны. Не заставила себя ждать и мода на
причёски а-ля Джизус-Крайтс, белые (грязноватые) одежды, вольно ниспадающие
до пят, а также назидательный, учительский тон, которым хиппи вели
душеспасительные беседы с непросвещёнными, не-хиппи. Религиозные пристрастия длинноволосых
не ограничивались христианством. Необыкновенно привлекательным казался им
Восток, такой спокойный, такой медлительный, погружённый в созерцание.
Благовония и драгоценные масла, гирлянды цветов и уединённые хижины
монахов-отшельников манили хиппов, как свеча мошек. Часть паствы увлеклась
Харе Кришной, часть углубилась в непроницаемый Тибет, навсегда затерявшись в
высокогорных монастырях, подавляющее же большинство предпочло изучать основы
дзэн-буддизма, не отрывая туловища от родной койки. От множества усвоенных
религий хиппам досталась вегетарианская кухня, принцип "не убий брата
меньшего" (т.е. кролика, барашка и т.п.), отрицание войн и всяческого
насилия, ненависть к деньгам и способам зарабатывания оных, склонность к
перемене мест, а также мистическое сектантство и астральный секс, то есть - ТАНТРА. Восток-дело-тонкое учит: женщина -
хороший человек. Светлый, совсем не опасный для мужчины. "Раджас"
(женское в женщине) соответствует солнцу, в то время как мужское
"бинду" - лунному зыбкому свету. Мнение это совершенно враждебно
европейской морали, видящей в женской особи: а) непорочный идеал - без
желаний, месячных, скандалов, со стерильным зачатием от Духа Святого, странно
похожего на законного отца; б) гетеру, которая всё умеет и всегда хочет
именно тебя; в) "железную леди", товарища по вкалыванию, бесполое,
курящее и матерящееся существо; г) дрянь, три вокзала. Восточная мудрость тантры
подразумевала слияние в экстазе двух разнополых субъектов путём
энергетического кольца. Со стороны это выглядело примерно так: поток энергии
падает из космоса прямиком на мужскую грешную голову, протекает через
туловище и в переработанном, окрашенном личностью виде вырывается огненным
лучом из его половой чакры, попадая (а вы как думали?) аккурат в
соответствующий женский центр вечной жизни. Далее поток идёт вверх, также
пропитываясь женской сущностью, фонтанчиком бьёт из макушки, возвращает
мужчине затраченную энергию, и так до бесконечности. По некоторым источникам,
поток проходит в обратном направлении, преемником космических струй является
девушка, но не всё ли равно, кто начинает, главное - система работает и все
получают удовольствие. Да, тантра - не просто секс, а глубоко мистическое
времяпровождение. Обидно, что в хипповской традиции этот новаторский метод
частенько подменялся откровенными картинками Кама Сутры. По всей Америке
конца 60-х наплодилось неимоверное количество курсов, сект, кружков, где
новоиспечённые гуру учили новобранцев отдаваться по науке. Местечковая тантра
представляла собой чудный сплав из китайской и тибетской мистики,
психоаналитических исследований, теософии, спиритуализма и квантовой
механики. Выпускники таких курсов додумывали чуть-чуть своего, открывали
дело, обучали молодняк -цепная реакция. В связи с тантрическми совокуплениями
всплыл ещё один забытый персонаж - Гурджиев, наш опальный соотечественник,
обласканный Западом. Чёрный учитель, тот ещё манипулятор сознанием, полюбился
хиппам своими техниками якобы лечебных плясок голышом. Склонность же хиппи к
"телегам" (пространным рассуждениям на философские и жизненные
темы) определила популярность лекций Гурджиева, услужливо записанных его
учениками. Другой печально известный гуру 60-х
Тимоти Лири - во все тяжкие рекламировал ЛСД и даже создал "Лигу
Духовных Открытий", чтобы добиться легализации кислоты в качестве
ритуального вещества по примеру индейской Церкви Исконных Американцев,
которой было разрешено использование пейота (галлюциногенной вытяжки из
мексиканского кактуса) в религиозных церемониях. Власти не перенесли
оригинальности мышления Лири, наградив гения букетом из тюремных сроков
различной протяжённости по всевозможным обвинениям. С трудом отмотав
несколько лет, разбавив тюремную скуку побегом в Алжир, Лири-таки отсудился и
с новой силой заголосил: "Turn on! Tune in! Drop out!" (что по-русски означает примерно:
"Закидывайся! Врубайся! Отъезжай!"). Вообще тяга к учительству стала такой
же приметой секс-революции, как длинные патлы и нудистские пляжи. Тантра
научила молодняк нормально двигаться, не стесняться своего тела, разновеликие
гуру подкрутили им мозги, рок-музыка облагородила переживания. Годы шли, хиппи матерели, умнели,
седели (лысели). Кое-кто занялся делом по душе, заработал кое-какую денежку,
но не стал посылать её, как в старые добрые времена голодающим детям
Мозамбика. Не сложил из денежки кораблик, не использовал её в туалете, а
(сказать страшно!) положил в банк под проценты. В этот момент рок-н-ролл умер,
хиппи "отбросили тапки", и на свет божий вышел новый класс - ЯППИ. Янг профешиналз. Молодые
профессионалы. Вначале - только техническая элита. Люди, которые делают
что-либо со значением этого самого дела и получают неплохой результат,
выраженный в денежных знаках. Те же люди, что пять лет назад скакали
по зелёным лугам, добровольно заточили себя в бетонные коробки, где при
электрическом освещении, в окружении компьютеров, секретарш и гамбургеров
производили некий высокопрофессиональный продукт. Очень просто: невозможно жить праздно,
невозможно, накопив интеллектуальный багаж, имея идеи, не сделать НИЧЕГО.
Этот вечный праздник стал напоминать тюрьму. Устаёшь от жизни в коммуне
(" всё кругом народное" - нравится только в ранней молодости), устаёшь
от людей, от общения, от того, что кто-то постоянно берёт твои любимые вещи.
Сколько можно быть перекати - полем? Хочется иметь семью, хочется видеть
жену, кормящую ребёнка грудью в мягком кресле - не на обочине просёлочной
дороги. Музыканты - флагманы свободной любви
также втихую ушли в тёмные студии. Прежде бесшабашная, "грязная"
живая музыка рок-сейшенов под открытым небом сменилась электронными шумами и
синтезаторами. Состояние сопричастности ("Мы вместе!") угасло,
возникло искусство видеоклипа и новое удовольствие - посмотреть-послушать
тихо, в одиночестве. Пофантазировать. Что же яппи сделали с сексом? Ничего
плохого. Оставив прежнюю раскрепощённость (смотрите дешёвые американские
фильмы), профессионалы увели его с рок-концертов и городских площадей в
квартиры, спальни, на худой конец - в офисы (при закрытых на ключ дверях).
Как-никак таинство. От хипповских безумств яппи в
наследство достался этот "урод перестройки" - ФЕМИНИЗМ. В одном из западных женских журналов
конца 60-х на обложке изображена девушка в красном. Устало прислонившись к
стене, она прикрыла глаза. Под фото - слова: "Я принимала пилюли, я вздёрнула
юбку до бёдер, я спустила юбку до щиколоток, я взбунтовалась в университете,
я обругала американское посольство, я жила с двумя мужчинами, вышла замуж за
одного, я зарабатывала свой хлеб, я сохранила свою личность, а откровенно
говоря, я заблудилась." Всё это правда. Женский бунт против
общества мужчин безнадёжен и вызывает раздражение так называемой
"прогрессивной общественности", сплошь составленной из мужиков.
Однако женщина вышла из эры хиппи окрепшей. Яппи деловито запихали её в офис
(преимущественно в обслугу), но она не умерла, продолжая наводить секс-фурор
(см. фильм "Основной инстинкт и т. п.). Феминистические организации по
сей день "бросают в воздух лифчики". Остаётся только пожалеть тех мужчин,
что затеяли весь этот раскрепощенческий кавардак. За что боролись, на то и
напоролись. Круг замкнулся. Вертлявых юношей с женскими причёсками сменили
супергрубые девушки-панки, а буквально через несколько лет на гребень моды
вознеслись романтики. Мальчики в пиратских рубахах с грудами кружев. За ними
последовали люди-роботы с их угловатыми брейк-танцами, и так до
бесконечности... Любовь же в процессе этих перемен
становилась всё холоднее и отчуждённее, достигнув в наши техно времена
предельно низких температур. Нынешний молодняк: хиппи, панки, кислотники,
байкеры, рокабилли, яппи (все в одной упряжке) не спешат задушить в объятиях
первого попавшегося - симпатичного на взгляд субъекта. Вместе с терпимостью к
стилю жизни и образу мысли другого в моду вошёл некоторый цинизм. Не хочешь -
не надо, не любишь - ну что ж, уйду к другим или (что популярней) останусь
один. 90-е - идеальные для одиночек за компьютером, за письменным столом, в
библиотеке и на дискотеке. Клановые принципы они обменяли на собственное
право выбора, и что одолжить у хиппи-яппи, предпочитают решать сами. Зона
чувств, всласть нараспахивая двери, вновь слегка задёрнула занавески. И если
человек за ними оказался чуть естественней, чуть свободней -значит, кое-что в
секс-революции было не напрасно. |